Дата: Понедельник, 05-Дек-2011, 23:16 | Сообщение # 347
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Зима все ближе и я продолжу свой рассказ о славянской владычице зимних морозов. Пусть и у нас будет зимняя сказка.
Марена – богиня зимы и покоя. Каждый из нас по своему относится к этому времени года, но не смотря на суровые морозы и холода нельзя отрицать зимнее очарование белоснежных покровов и внутреннюю тишину природы, её умиротворённость и покой. Все это и характеризует прекрасную Марену – хозяйку зимних стуж.
Славянская Марена играла исключительно важную роль в русском языческом мировоззрении и сложившихся на его основе ритуалах и празднествах. Это связано с вселенским обличьем смерти (как ее понимали наши предки). Смерть отдельного человека — странное, но в общем-то частное дело. Гораздо значительней смертное начало в Природе: смерть света, Солнца, дня и наступление ночи; смерть животворных времен года — весны, лета, осени — и наступление зимы. Марена как раз и олицетворяла такое всеобщее умирание в природе. Но она не могла выступать в роли неотвратимой судьбины, ибо на смену ночи всегда приходит новый день, всегда всходило Солнце, а после холодной зимы опять наступает весна. Марена — воплощение смерти, сама такой смерти избегнуть не могла.
С Мареною-смертью связаны и светлые солнечные праздники встречи Весны. Здесь ненавистнице жизни уготавливается сжигание. В весенних календарных обрядах Марена выступает в своем смертоносном обличье — в виде зимы, мороза. Древнерусская форма слова «мороз» — «мразъ», от него более широкое понятие — «мразь» — не только в смысле «мерзости» — слово того же корня, но и в смысле природно-погодной характеристики (ср. «изморозь», «моросить»). Сжигание Марены в виде соломенного чучела происходило на Масленицу. Древние языческие корни этого буйного и веселого праздника прослеживаются не только в огненном действе, но и в массовом поедании блинов, символизировавших Солнце: тем самым каждый человек как бы приобщает себя к огненной природе светила, часть которой он просто-таки физическим образом растворял в себе. Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
Сообщение отредактировал Siesta - Понедельник, 05-Дек-2011, 23:16
Дата: Понедельник, 05-Дек-2011, 23:22 | Сообщение # 348
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Мара — одно из самых древних, таинственных и «смутных» существ в поверьях русских крестьян. Марой назывался призрачный дух в облике высокой женщины или сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Являлась в образе красивой девушки в белом либо женщины, одетой в рваные черные лохмотья. Предположительно, что она – олицетворение смерти, морока (иллюзий, галлюцинаций), болезней (мора) – общеевропейский образ. В Европе Мара – злой дух, воплощение ночных кошмаров, насылавший обмороки и душивший спящих, садясь на грудь. А как тут не вспомнить фею Моргану – колдунью из легенд о короле Артуре, изначально кельтскую богиню, возможно, связанную с Марой. С Мораной сравнивали и кельтскую богиню Морриган. Мора сербов — домовой, mora, zmora поляков — кошмар. У украинцев Мара — призрак, привидение, злой дух.
Все эти сказания, легенды и верования так или иначе нашли отражение в творчестве практически всех писателей-сказочников. Остановлюсь на наиболее известных. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева» практически в точности соответствует образу Марены. Даже слово «вечность» в связи с этим обретает смысл. Ведь в детстве мне было совершенно непонятно почему именно это слово? Андерсен наверняка черпал вдохновение их народных поверий. Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
Дата: Понедельник, 05-Дек-2011, 23:29 | Сообщение # 349
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
А вот эти строки уж точно знакомы каждому: Говорят, царевна есть, Что не можно глаз отвесть: Днем свет божий затмевает, Ночью землю освещает.. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, будто пава.
Пушкинская красавица именуется «Царевна-Лебедь.» Красиво! Не Голубка, не Соловей, даже не Жар-Птица. Символ и птица Мары – Белая Лебедь. Возможно, что истоки этой связи кроются в таком знакомом всем слове «кикимора». Сказочное существо, живущие в болотах и непролазных топях.. звестно, да и само слово «кикимора» – составное (из двух слов – «кика» и «мора»). У славян «кика» – женский рогатый головной убор, (символ луны?) Однако же с эллинского слово «кикн» переводится не иначе, как лебедь. Потому не исключено, что предки-славяне сохранили этот архаичный корень со времени Арийского (Индоевропейского) единства. Другой вариант – племена Антов (одни из прародителей древнейших славян), возможно, заимствовали это слово непосредственно у греков, проживающих на территории современного Крыма и Северного Причерноморья, с кторыми они долгое время жили бок о бок, попеременно то торгуя, то воюя. из этого и получается – что Кики-Мора – есть, буквально, Лебедь Мары. Данное предположение подтверждаемо и другими древними свидетельствами. Взять, к примеру, былины, а именно – былину о Михайле Потыке – в ней присутствует Марья Лебедь Белая.
Тут пошла ведь славушка великая Как есть-то Марья да Лебедь Белая, Лебёдушка там белая, дочь царская, А царская там дочка мудрёная, Мудрёная она дочка, бессмертная… Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
Дата: Четверг, 08-Дек-2011, 22:00 | Сообщение # 352
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10658
Статус: Offline
- И не стал Серый волк есть бабушку. - А почему, папа? - А потому что бабушки во рту вяжут.... [imgjavascript://]http/....tp Пока мы живы, поезд наш в пути!
Дата: Воскресенье, 11-Дек-2011, 02:33 | Сообщение # 354
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 19613
Статус: Offline
После прочтения русской народной сказки ребенок спрашивет: - А Кащей Бессмертный был наркоманом? - Почему ты так решил? - Ну, от иглы погиб.... ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО ..... ДО ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ
Дата: Воскресенье, 11-Дек-2011, 22:29 | Сообщение # 355
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 28691
Статус: Offline
Всенародная сказка про курочку Рябу
Жили были дед и баба и была у них курочка Ряба. Снесла она как-то яйцо, но не простое, а золотое. Стали дед с бабой яйцо бить — дед бил не разбил, баба била не разбила, но в конце концов, конечно, разбили. Затем принялись за посуду, потом выбили стекла, раскрошили мебель, исцарапали лифт, намусорили в подъезде. Вот такую вспышку вандализма порой вызывают драгоценные предметы в руках малокультурных людей.
Дата: Воскресенье, 11-Дек-2011, 23:10 | Сообщение # 356
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 5369
Статус: Offline
я когда своим детям эту сказку рассказала так обе спросили почему старики плакали? сами хотели разбить яичко,а когда мышка его разбила они заплакали? может вы знаете почему старики плачут в этой сказке? Smile, people!
Дата: Понедельник, 12-Дек-2011, 15:35 | Сообщение # 357
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 28691
Статус: Offline
Бессмысленный бой Шел рыцарь по пустыне. Долгим был его путь. По пути он потерял коня, шлем и доспехи. Остался только меч. Рыцарь был голоден, и его мучила жажда. Вдруг вдалеке он увидел озеро. Собрал рыцарь все свои оставшиеся силы и пошел к воде. Но у самого озера сидел трехглавый дракон. Рыцарь сразу выхватил меч и из последних сил начал сражаться с чудовищем. Сутки бился, вторые бился. Две головы дракона уже отрубил. На третьи сутки упал дракон без сил. Рядом упал обессиленный рыцарь, не в силах уже более стоять на ногах и держать меч. И тогда из последних сил дракон спросил: - Рыцарь, ты чего хотел-то? Рыцарь отвечает: - Воды попить. - Ну, так и пил бы...
Дата: Понедельник, 12-Дек-2011, 22:29 | Сообщение # 359
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Я еще немножко про Марену расскажу. Понадобилось некоторое время, чтоб отобрать наиболее интересные материалы и как-то собрать их воедино.
Присутствует Марья Белая Лебедь и в былинах, таких как: «Иван Горденович», «Добрыня и Маринка». И во всех нарекается именно таковы эпитетом – Лебедь Белая. О том, что поздние имена Марья, Маринка и т. д. являются переиначенными от имени Марены, и говорить не стоит. В былине упоминается, что Марья Лебедь Белая – дочь царя Вахрамея Вахрамеевича, который царствует там, где Леса Дремучие, там, где Грязи Чёрные. Это Царство вероятно есть Навь. Сами лебеди вообще – в памяти народной являются птицами, связанными с Чёрным Лесом, который есть олицетворение Нави, всего Неведомого непосредственно в Яви. Олицетворение Нави ещё и Синее Море (что можно понять уже единственно из самого слова «море», созвучного с «Мара»). Именно на «сине море» летает Чёрный Ворон в былинах за Живой и Мёртвой Водой. Синее Море и Леса Дремучие – выражения в этом случае образные – осмысление Нави как Запределья, хранящего в себе как начала Жизни, так и Смерти (Живая и Мёртвая Вода)
Во всех сказках прослеживается связь двух источников: Живой и Мертвой воды. Так и второй стороной Мары в некоторых сказания называют Живу. Иногда Живу называют родной сестрой Мары и также ей сопутствуют лебеди.
А так должно быть выглядела Маринка-злодейка, соблазнительница Добрыни. Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
Дата: Понедельник, 12-Дек-2011, 22:33 | Сообщение # 360
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
В свою очередь с позиции мифологического осознания, божество Мара-Смерть, имеет два обличия. Это естественная смерть по необходимости обновления Мира и смерть несвоевременная, именуемая – Погибель. В первой своей ипостаси Марена неопасная богиня, если есть теплый дом и сделаны запасы продовольствия. Надо понимать, что Марена – древняя богиня матриархата, забирающая с Земли все, что отслужило свой срок на земле. В этом смысле, Марена забирает, например, и болезни, которые отступают от человека с прекращением слякоти и наступлением холодов. Ведь известно, что холод здоровому телу дает еще большее здоровье. Но холод имеет и свое божественное воплощение – это великий знаток и хранитель тайн человеческого тела Кощей Бессмертный. Вообще как герой сказаний, Кащей несправедливо обижен советскими сказочниками. Он ведь на самом то деле очень любит женщин. И похищает их явно не на мясо – он вегетарианец. При этом насилия даже к тем, кто полностью находится в его власти, он никогда не применяет, а взаимности добивается в основном уговорами и дорогими подарками. И тоже, надо сказать, пользуется у своих полонянок успехом – одних дочерей у него не меньше 30-ти.
Еще в 18-19 веках в русских деревнях практиковался архаичный обряд отпугивания Смерти-Морены, неоднократно описанный этнографами. В урочную ночь старые и молодые женщины, вооруженные метлами, кочергами, ухватами и прочей утварью, гонялись по огородам за невидимым призраком и выкрикивали проклятия в адрес Морены. Обряд этот связан с поминовением умерших родственников на Радуницкой неделе, которая начинается, как известно, с воскресного дня, именуемого Красной горкой и открывающего начало весенних поминок и одновременно — предстрадных свадеб. Необычное название — Красная горка — не правда ли? Откуда такое? Да все оттуда же — из далекой полярной прародины. Красная горка — ритуально-обрядовый символ красной горы Меру — олицетворения торжества Жизни над Смертью и вечного круговорота умирания и воскрешения. Исконно русское слово «мор» («смерть») по корневой основе полностью совпадает с латинским mors, mortis и с древнегреческим «морос», также означающим «смерть» (и, кроме того, «часть», «жребий», «судьбу»). Ну а слово, которым эллины называли смерть, по вокализации своей абсолютно идентично русскому слову «мороз» (в живой речи произносится с глухим «с» на конце). Я пришла из доброй сказки... Выгнали.