В гостях у сказки - Страница 25 - Форум веселых и любознательных

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ] Текущая дата: Понедельник, 06-Май-2024, 12:50
Вы вошли как Гость

Модератор форума: Irene, Raduga  
Форум веселых и любознательных » Все обо всем » В мире прекрасного » В гостях у сказки
В гостях у сказки
SiestaДата: Понедельник, 12-Дек-2011, 22:34 | Сообщение # 361
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
В буддийской мифологии чрезвычайно популярен Мара — божество, персонифицирующее зло и всё, что приводит к смерти живые существа. В переводе с санскрита "mara" значит "убивающий", "уничтожающий". Буддийский "Мара" - божество, персонифицирующее "зло" и все то, что приводит к смерти живые существа. Он (Мара) искушал Будду под деревом Бодхи и создавал препятствия на духовном пути всех Бодхисаттв, стремившихся к "просветлению". Согласно буддийским мифам, божеству Маре подчинено огромное количество демонов ненависти и вожделения (рассматриваемых буддийскими философами прежде всего как персонификации различных аспектов человеческой психики); также он (буддийский Мара) имеет дочерей, воплощающих собой сексуальные страсти


Но после рождения Будды злокозненный демон превратился в главного антагониста и искусителя царевича Гаутамы, которого безуспешно пытался победить с помощью несметного воинства темных сил, олицетворяющих ад. В тибетском языке (древнем и современном) есть слово morana. Нетрудно догадаться, что оно означает: то же самое, что и в русском языке — Морана (Морена) = «смерть». (Кстати, и в санскрите имеется точно такое же слово — marana, также означающее «смерть»). Разумеется, ни о каком прямом заимствовании (русского слова из тибетского языка или наоборот) не может быть и речи. Здесь «заимствование» иного рода — заимствование слова с одним и тем же звучанием и одним и тем же смыслом из общего языкового источника — праязыка.


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
SiestaДата: Понедельник, 12-Дек-2011, 22:36 | Сообщение # 362
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Кратко остановлюсь на сравнении двух народных сказок: «Свет-Луна» и «Царевна-лягушка», которые во многом сохранили представление славян о Марене. Обе эти сказки похожи между собой, но «Свет-Луна» более древняя. Содержание таково: как водится – три сына у царя, пришел срок им жён себе искать, далее – стрельба из лука. Стрела первого сына – на боярский двор упала, второго – на купеческий; ну а третьего (Ивана-царевича), на болото. Здесь болото есть ни что иное, как аллегорическое отображение Нижнего Мира (Нави). Далее: на болоте находит Иван Царевич старуху (в сказке «Свет-Луна»), или лягушку («Царевна-лягушка»), которая уговаривает Ивана взять её в жены, обещая, что тот не пожалеет о своем поступке. Так и происходит в дальнейшем – старуха ( лягушка), пребывая женой Ивана-царевича каждую ночь (либо день) оборачивается прекрасной девой и умелой хозяйкой – и рубахи шьёт, и ковры ткёт, и караваи печёт! Всё это находится в явной противоположности с нелицеприятным образом старухи (либо лягушки) – и в этом наглядно отображён мотив ОБРАЩЕНИЯ Мары (Хозяйки Смерти) в Живу (Хозяйку Жизни)



Васнецов "Царевна-лягушка"
Вспоминаем: махнула Царевна-лягушка рукавом - налетели белые лебеди... За окошком уже видны.
Далее рассказывается, что Иван-царевич, не дождавшись срока, после которого жена его навсегда красной девицей останется, сжигает либо шкуру лягушачью (в «Царевне-лягушке»), либо перстень, снимая который жена его из старухи в красну деву обращается. И исчезает сразу жена его, наказывая искать её «в тридевятом царстве». Далее следует описание поисков жены, помощниками в чём Ивану-царевичу выступают Баба Яга и некий Старик (в сказке «Свет-Луна»), который накормил Ивана-царевича богатырской пищей, и помог перебраться на лодке через «Бурно Море» (аллегорическое описание Реки Смородины, Забыть-Реки, Границы Миров). Иными словами, Ивану-царевичу оказано вспоможение в нисхождении в Нижний Мир. Старик же тот, ведомо нам, Сам Велес – Страж Перехода, Страж Границы меж Мирами. Там, в Нави, Иван-царевич побеждает некое злобное существо и освобождает свою жену, а также всех других пленников и возвращается в Явь. Всё это (нахождение женщины то в Нижнем Мире, то в Яви, то в образе Старухи (лягушки), то в образе Красной Девы соответствует Смене Сезонов в Году и вполне может быть рассмотрено как пребывание Мары – Живы в двух ипостасях ( иногда Живу называют сестрой Мары). Либретто «Лебединого озера» основано на путанице между Одиллией-Одеттой (Черный – Белый Лебедь).


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
SiestaДата: Понедельник, 12-Дек-2011, 22:38 | Сообщение # 363
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Во многих сказках Марья Моревна — воительница и воевода, победительница самого Кощея Бессмертного: всесильный Кощей, как куль, висит у Царь-девицы в чулане, на двенадцати цепях прикованный. Но и без Кощея над вещей Марьей-Мореной веет ореол смерти. Это первое и чуть ли не главное, с чем сталкивается Иван-царевич, когда только еще слышит имя своей суженой:
«…Лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: “Коли есть тут жив человек — отзовися! Кто побил это войско великое?” Отозвался ему жив человек: “Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна”».


Марья Моревна — типичная выразительница идеологии матриархата

Маринка, неверная невеста Добрыни Никитича, действует уже в условиях пришедшего ему на смену патриархата, сохраняя, однако, многие черты предыдущей эпохи. Она уже не в силах полностью победить Добрыню, напротив, сама терпит позорное поражение и несет заслуженную кару.


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
GreyДата: Понедельник, 12-Дек-2011, 22:46 | Сообщение # 364
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 28691
Статус: Offline
Quote (Siesta)
При этом насилия даже к тем, кто полностью находится в его власти, он никогда не применяет, а взаимности добивается в основном уговорами и дорогими подарками.


Наш человек. yes

Quote (Siesta)
«…Лежит в поле рать-сила побитая. Спрашивает Иван-царевич: “Коли есть тут жив человек — отзовися! Кто побил это войско великое?” Отозвался ему жив человек: “Всё это войско великое побила Марья Моревна, прекрасная королевна”».


Типичная украинка. yes
- Ой бидна я бидна, все село на мэне накинулось, насилу отгавкалась.

А воообще - очень интересно, спасибо, Света!!! give_rose give_rose give_rose
 
марфаДата: Понедельник, 12-Дек-2011, 23:25 | Сообщение # 365
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 10332
Статус: Offline
Siesta, спасибо, многое узнали про сказочные персонажи.. good good

Все будет хорошо!!!
 
SiestaДата: Понедельник, 12-Дек-2011, 23:32 | Сообщение # 366
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Я рада, что вам нравится. yes

Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
SiestaДата: Воскресенье, 18-Дек-2011, 16:34 | Сообщение # 367
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Поскольку Новый год все ближе, я завершу здесь свой обзор о Марене и ее наследнице Снегурочке.

Ледяница, Снежана, Замора, Немоча – всё это также есть ипостаси Мары, которые иногда называются её дочерьми. И все они связаны, как явствует из имён их, с Зимой, Смертью либо болезнями. Ипостасью либо дочерью Мары (или же - Самой Марой, что, в какой то мере, одно и тоже) является Дева-Обида с лебедиными крылами (о связи птицы лебедя и я упоминала ренее), о которой в «Слове о Полку Игореве» сказано: «Въстала Обида въ силахъ Дажьбожа внука, вступила дъвою на землю Трояню, въсплескала лебедиными крылы на синъм море у Дону…». Также надо указать, что само слово «Обида» у древних славян являлось синонимом слова «Смерть», и вдовы у предков наших именовались «обидными жёнами», сироты –«обидными детушками», отмщение за убийство кого-либо из близких именуется – «месть за обиду». Младшей сестрою-близнецом Девы-Обиды называется Мста – покровительствующая мести (которая нередко несёт за собой Смерть). Слугами, дочерьми либо иными ипостасями (что также, по сути, одно и тоже) Мары являются Девы Печали и Скорби – Карна и Желя, что летают над Землёй в годы великих бедствий. Карна летает над полями битв, клича мёртвых («за нимъ кликну Карна…» в «Слове о Полку Игореве»), а Желя – есть, прежде всего, вестница Смерти, которая извещает о сородичах, вдалеке от дома сгинувших, и является олицетворением великой скорби (отсюда – «желения», т. е. ритуальный плач по умершим, «жальники» - поля погребений, кладбища). Сыном Мары, и в какой то мере, её мужским ликом является Морок (или – Мор) – покровительствующий болезням и обману.
Морок лишь проверяет идущих Путём Правды. И человеку, в решениях твёрдому, во слове и деле правому не пристало Чар Морока боятся). И отсюда такие слова, как «МОРочить», «обМОРочить» (обмануть), «обоМАРот» (обманщик) и т.д.



Остановлюсь немного на очень красивых и поэтичных славянских сказаниях, в которых говорится о Лебединх девах. Это существа особой красоты, обольстительности и вещей силы. Они исполняют трудные, сверхъестественные задачи и заставляют подчиняться себе самую природу. Имя "лебедь", употребляемое в народной речи большею частью в женском роде, означает, собственно: белая (светлая, блестящая); такое коренное его значение впоследствии подновлено постоянным эпитетом: белая лебедь.
Одна из старинных былин содержит в себе рассказ о том, как богатырь Поток женился на вещей красавице, которая впервые явилась ему на тихих морских заводях в виде белой лебеди.



Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
SiestaДата: Воскресенье, 18-Дек-2011, 16:35 | Сообщение # 368
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
БОГАТЫРЬ ПОТОК И АВДОТЬЯ ЛЕБЕДЬ БЕЛАЯ

Жил во граде Киеве богатырь Поток Михаила Иванович. Как-то увидал он в тихих заводях белую лебедушку: через перо птица вся золотая, а головка у нее - красным золотом увита, скатным жемчугом усажена.

Вынимает Поток тугой лук, калену стрелу, хочет подстрелить лебедушку. И вдруг взмолилась она голосом человеческим:

- Не стреляй в меня, лебедь белую, я тебе еще пригожусь!

Вышла она на крутой бережок, обернулась красавицей Авдотьей Лиховидьевной.

Схватил богатырь девицу за белы руки, целует в уста сахарные, просит стать его женою. Согласилась Авдотья, но взяла с богатыря клятву страшную: если кто из супругов умрет - другому за ним живому в могилу идти.

В тот же день обвенчались молодые и на пиру славном погуляли. Но недолго длилось их счастье: вскоре занедужила Авдотья Лиховидьевна и отдала богу душу. Привезли покойницу на санях к церкви соборной, отпели, а тем временем вырыли могилу великую и глубокую. Поставили там гроб с мертвым телом, а вслед за тем, клятву исполняя, опустился в могилу и Поток Михаила Иванович со своим богатырским конем. Закрыли могилу досками дубовыми, засыпали песками желтыми, над холмом водрузили деревянный крест. А из могилы была протянута веревка к колоколу соборному, дабы мог богатырь пред кончиною весть подать.

И стоял богатырь со своим конем в могиле до самой полуночи, и нашел на него страх великий, и зажег он свечей воску ярого, над женою молитву творя. А как настала пора полуночная, собрались в могиле гады змеиные, а потом приполз и большой Змей - жжет и палит Потока пламенем огненным. Но богатырь не испугался чудища: вынимал он саблю острую, убивал Змея лютого, ссекал ему голову. Капнула кровь змеиная на тело Авдотьи - и случилось чудо великое: покойница вдруг ожила.


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
SiestaДата: Воскресенье, 18-Дек-2011, 16:38 | Сообщение # 369
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Опасность древней богини, ее правда, и возможность противостояния ей дана нам в сказке "Василиса Прекрасная". По сказке Василиса послана за огнем к великой Яге - повелительнице леса, дня и ночи...
Из сказки ясно, что Яга-Мара живет на том свете - в мире, о котором ничего нельзя спрашивать и знать, иначе из него не вернешься. У нее есть невидимые слуги, прислуживающие руки, и Яга совершенно не нуждается в услугах Василисы. Но уж раз та пришла, то она дает Василисе выполнимые и не выполнимые задания, и только наличие врожденного такта и личного божества - идола, принесенного под полой, спасает девушку от съедения.
Василиса регулярно кормит свою богиню, проявляет к ней вовсе не корыстную, а родственную любовь как к единственному родному существу, и богиня делает ту часть работы, которая выходит за пределы человеческих возможностей. Смерть витает везде в доме Мары. Но эта Смерть не Погибель, она имеет свою высокую этику. Василиса не спрашивает ни о чем в ее доме, не узнает ее, и потому освобождается. О Смерти народ загадывал: "На что глядят, да не видят, про что ведают, да не знают?"


Выгнанная Марой Василиса возвращается с черепом, светящиеся глаза которого сжигают праведным огнем ее мучителей. При этом, Яга-Мара была раздосадована и зла на Василису именно за то, что та выполнила все ее задания. Этика - соблюдение Нравственного Закона - не позволило Маре съесть ее.
Волшебные сказки ясно дают нам понять, что чем выше мировое значение волшебного персонажа, тем он более этичен. Это может быть этика разрушителя или созидателя, ведущая начало от Чернобога или Рода, но в любом случае это будет этика, дающая возможность выхода из любой ситуации тому, кто знает Нравственный Закон. Так, в сказке "Марья Моревна", Кощей догоняет, отбирает у Ивана Царевича Марью Моревну, и говорит, что прощает Ивана за то, что ранее он его спас.


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
SiestaДата: Воскресенье, 18-Дек-2011, 16:43 | Сообщение # 370
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Завершая свой обзор о Марене, хочу напомнить советскую сказку «Ледяная внучка», в которой рассказывается, как Снегурочка полюбила гончара и захотела стать обычной девушкой. Козни князя разлучили влюбленных, и Снегурочка превратилась в Ледяную Деву, несущую смерть. Именно в этом фильме показана двоякая сущность снежной волшебницы, которая может нести зло и погибель



или добро и веселье


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
kpischikДата: Воскресенье, 18-Дек-2011, 18:21 | Сообщение # 371
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 19613
Статус: Offline
Quote (Siesta)
Выгнанная Марой Василиса возвращается с черепом


НУ И СКАЗКИ У ТЕБЯ... shok

Полюбил Кощей Бессмертный Василису Прекрасную - но без взаимности.
Идет бедняга к Змею Горынычу:
- Помоги беде, Горыныч - не любит меня Василиса Прекрасная.
- Hу, это просто. Берешь доску, бьешь по голове - и она твоя.
- Hет, мне по любви хочется...
- Hу, это тебе к Бабе Яге надо.
Пришел страдалец к Бабе Яге.
- Помоги, бабушка - не любит меня Василиса Прекрасная.
- Hу, это просто - в ночь на Ивана Купалу нарвешь цветов папоротника, на Касьянов день сваришь в крови черной кобылы, смешанной с желчью отцеубийцы, нальешь в серебрянный горшочек, поставишь Василисе в изголовье и ждешь, пока она наклонится понюхать...
- Hу, а потом, потом-то что ?
- Потом? Потом бьешь доской по голове - и она твоя!....


ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО ..... ДО ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ
 
GreyДата: Воскресенье, 18-Дек-2011, 22:01 | Сообщение # 372
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 28691
Статус: Offline
biggrin biggrin biggrin
 
kpischikДата: Понедельник, 19-Дек-2011, 10:00 | Сообщение # 373
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 19613
Статус: Offline
Кощей Бессмертный, Иванушка-дурачок и Баба-Яга приехали в Москву учиться физике.
Поступили в разные вузы, через некоторое время встречаются, делятся впечатлениями.
Кощей: - Я в МИФИ самый толстый....
Иванушка: - Я в МГУ самый умный....
Яга: - Я в МФТИ первая красавица!....


ГЛЯЖУСЬ В ТЕБЯ, КАК В ЗЕРКАЛО ..... ДО ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ
 
GreyДата: Понедельник, 19-Дек-2011, 16:46 | Сообщение # 374
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 28691
Статус: Offline
biggrin biggrin biggrin
 
SiestaДата: Понедельник, 21-Май-2012, 22:17 | Сообщение # 375
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2373
Статус: Offline
Недобрая сказка

На самом деле колобок действительно не сумел сбежать от лисы. Вот только съела она его не проглотив за один раз, а откусывая по небольшому кусочку и тщательно разжевывая. А колобок всё это время страшно орал от боли и корчился в предсмертных муках. Но и лису постигло справедливое возмездие - слопав грязного, катавшегося по всему лесу колобка она получила острое пищевое отравление, четыре дня страдала жуткими желудочными болями и на пятый сдохла. shok


Я пришла из доброй сказки... Выгнали.
 
Форум веселых и любознательных » Все обо всем » В мире прекрасного » В гостях у сказки
Поиск:


Рейтинг@Mail.ru