ЗАЯЦ КАК ПЕРСОНАЖ И АТРИБУТ ПАСХИ У ИНОСЛАВНЫХ
Недавно в баварской столице Мюнхене закрылся по причине смерти его хозяев единственный в мире музей пасхальных зайцев , основанный в 1991 году Манфредом Клауда. Этот частный музей, пользовавшийся популярностью среди детей и взрослых, заслуженно был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Посмотреть на собрание длинноухих зверьков, издавна ставших в Германии главным персонажем и атрибутом Пасхи, приходили и стар и млад. Во все времена года в залах музея было немало посетителей, а в дни пасхальных каникул детвора выстраивала к нему очередь. У стеклянных витрин с застывшими в театральных позах сотнями игрушечных зайцев можно было встретить немало наивных детей, верящих в то, что именно зайцы один раз в году «высиживают» на Пасху разноцветные яйца и затем прячут их в траве среди нарциссов, называемых немцами «пасхальными колокольчиками»..
В оригинальном музее были представлены старинные фигурки зайцев баварских и австрийских мастеров, изготовленных в середине ХIХ-го века из дерева, металла, папье-маше, фарфора, сахара, шоколада, воска, плюша. Привлекательно выглядели и тематические композиции: зайцы в школе, на работах в саду и кондитерских цехах. С давних времен к празднику Пасхи сельские жители готовили коврижки в виде фигурки зайца с запеченным внутри яйцом. В позапрошлом веке большой популярностью в народе пользовался и так называемый «яичный заяц», выпеченный из дрожжевого теста и держащий расписное яичко. Попутно отметим, что в Баварии к пасхальным дням в кондитерских из сладкого теста выпекают целые заячьи выводки. Продавцы декоративно оформляют в магазинах заячьи семейства с «мамами», «папами», «детьми», «дедушками» и «бабушками». Популярности пасхальному зайцу добавили именно кондитеры, отливая его фигурки не только в «черном», но и «белом» шоколаде. Если верить статистике, то к Пасхе немцы покупают около десяти тысяч тонн шоколадных зайцев, завернутых в разноцветную фольгу. Это любимое лакомство немецких детей, разыскивающих зайца на Пасху среди цветов в комнате, на балконе или в саду. Детская игра «охота на пасхального зайца» давным-давно придумана взрослыми, специально прячущими в дни Пасхи для своих детей шоколодных зверьков и крашеные яйца. Своими корнями эта игра восходит к старинному народному поверью, что на праздник Пасхи зайцы «высиживают» крашеные яйца и прячут их в каких-либо укромных местах.
Впрочем, сладким атрибутом Пасхи в Германии является не только заяц. В некоторых немецких землях у него имеются и так называемые «заместители», выступающие в роли поставщиков крашеных яиц – это лиса, петух, кукушка, тетерев, журавль и аист. Однако верх среди всех этих перечисленных птиц и животных взял все-таки именно заяц. Вот уже много лет в Германии именно он - «пасхальный заяц» - является любимцем детворы и взрослых. В баварских кондитерских и сувенирных киосках можно встретить зайцев из шоколада или марципана с человеческими лицами, напоминающих своим одеянием баварские народные костюмы и роскошные одежды богатых бюргеров разных времен. В витринах магазинов выставлены подвыпившие или «окосевшие» зайцы с большими «пивными» животами и белыми баварскими сосисками вокруг шеи, зайцы – футболисты, теннисисты и т.п.
Пасхальные зайцы отражали приметы времени. Так, в том же мюнхенском музее пасхальные зайцы времен Первой мировой войны были одеты в военную униформу и носили на груди ордена, они держали военные флаги и пивные кружки, курили трубку, даже стреляли из пушки. В годы национал-социализма в Германии пасхальные зайцы приобрели черно-красные цвета. Один шустрый зайчик имел пилотку и форму отряда «гитлерюгенд», а возле него – пасхальное яичко с приветствием фюреру. Такому черногалстучному «пасхальному» зайцу со свастикой на рукаве так и хотелось пригрозить указательным пальцем и сказать по-русски: «Ну, заяц, погоди!»...
Заяц как культовый персонаж и атрибут Пасхи известнен у западных христиан еще в ХYI – ХYII веках. Дело в том, что в Германии Пасха является религиозным праздником, тесно переплетенным с древними языческими представлениями о наступлении весны. Немецкое название Пасхи – Остерн – происходит, по всей вероятности, от имени англосаксонской богини весны и плодородия Остеры ( Эостре), спутником которой был заяц, отличающийся, как известно, необыкновенной плодовитостью и поэтому символизирующий обновление и продолжение жизни. В честь этой богини весны и плодородия и сопровождающего ее зайца ежегодно в сельской местности устраивали весенние торжества. Из истории известно, что германские племена особо почитали богиню весны и любимого ею зверька – зайца. В старину люди замечали, как только солнце поворачивало на весну, из близлежащих лесов к деревням тянулись целые заячьи семейства. После долгой зимы корма в лесах не было, вот и выбегали косые полакомиться остатками капустных кочерыжек и мороженой морковкой с крестьянских полей. Значит, приближается Пасха, думали крестьяне, увязывая таким образом приход весны и пробуждение жизни с зайцем.
Служители мюнхенского музея пасхальных зайцев рассказывали, что
в ХYII веке некий Георг.- Франк фон Франкенау написал трактат «О пасхальных яйцах», где впервые упоминает «присутствие» зайца на празднике Пасхи в Эльзасе. В церковных книгах ХIY века, когда речь идет о Пасхе, можно увидеть рисунки курицы, ягненка и зайца. Последний особенно часто встречается в литографиях и картинах ХYI столетия. В этой связи в памяти возникает известный рисунок «Заяц» великого немецкого художника Альбрехта Дюрера.
К символике католической Пасхи в Германии издавна приобщен не только заяц, но и крашеные яйца. В ХYII-ХYIII веках большим искусством считалось изготовление так называемых «стихотворных яиц». Для этого из сырого яйца выдували содержимое, а в его отверстие вставляли деревянную палочку, которую обматывали полоской бумаги с написанным на ней в стихотворной форме поздравлением. Саму скорлупу такого «поэтического» яичка покрывали витиеватым рисунком. На юге Германии были популярны и так называемые «пасхальные яйца любви». Первыми их дарили девушки своим парням, ожидая от них ответного подарка. Опытные рукодельницы сегодня вяжут зайцев и яйца из ниток и с помощью крахмала или сахара придают им объемную форму. К Пасхе маленькие дети привыкли повсеместно получать в подарок от своих крестных шоколодного зайца и впридачу к нему крашеные яйца.
И еще одна примета праздника Пасхи в Германии, тоже несвойственная православной традиции – гирляндами из игрушечных пасхальных зайцев и желто-оранжевых искусственных яиц украшены входы в магазины, кафе и рестораны. Сотни разноцветных яиц, раскачиваясь под порывами ветра, висят на зеленеющих ветках деревьев и кустарников. Кажется, сам воздух во время праздника напоен легким и сладковатым ароматом нарциссов, являющихся для немцев вместе с пасхальными зайцами символами весны, света и радости.
Анатолий Холодюк ( Мюнхен)