Дата: Воскресенье, 30-Авг-2009, 01:05 | Сообщение # 16
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3338
Статус: Offline
Я продолжу о Кижах Чтобы туристы ощутили себя в нужном времени и смогли почувствовать его, музейные работники придумали вот такие живые картины. Весной туристы видят , как идет вспашка, посев. Ну а нам довелось увидеть жатву ,обмолот, провеивание.. А в доме женщины ткали, вышивали , перерабатывали молоко, чинили сети , а еще и скот! Лодка с причиндалами находится на 2 этаже, туда же на лошади поднимался любой груз.
В Кижах и в Заонежье по рассказам люди жили хорошо, зажиточно. Семьи были большими. Все были при деле.
.
Марина.
Сообщение отредактировал Yamarino4ka - Понедельник, 31-Авг-2009, 19:55
Дата: Воскресенье, 30-Авг-2009, 01:06 | Сообщение # 21
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3338
Статус: Offline
Дом Ошевнева - это традиционный для Заонежья дом-комплекс, в котором под одной крышей располагались жилые и хозяйственные помещения. В условиях сурового северного климата такая планировка дома позволяла выполнять большую часть хозяйственных работ, не выходя из него. Дом относится к типу «кошель», для которого характерна параллельная связь жилых и хозяйственных частей, перекрытых общей двускатной ассиметричной крышей. Во второй половине XIX века такие дома были наиболее распространены в Заонежье. В окрестностях Кижей «кошели» строили до начала XX века. Своеобразие архитектуры крестьянских домов Заонежья наиболее ярко проявилось как раз в доме-комплексе типа «кошель».
Дом построен из сосновых бревен. Его главный фасад обращен на озеро - единственный путь, связывавший жителей здешних мест. Срубы жилой и хозяйственной частей стоят на камнях. Они скреплены сжимами-«замками» и перекрыты безгвоздевой крышей. Этот дом отличает особое богатство декора. Резные доски вдоль скатов крыши - причелины и находящиеся на их стыках полотенца являются классическим убранством северных крестьянских построек.
На полотенце центрального фасада вырезана дата постройки дома - 1876 год. Жилую часть опоясывает галерея - гульбище. Нарядные балконы украшают фасады. Особую праздничность дому Ошевнева придают выполненные с мастерством, вкусом и чувством меры навершия наличников в виде изящно изогнутых волют, полукруглые арки балконов, точеные балясины и витые столбики. Эти элементы пришли в деревню из городской каменной архитектуры, но настолько полюбились заонежским крестьянам, что стали неотъемлемой частью декоративного убранства их домов.
В Заонежье существовала традиция росписи и раскраски крестьянского дома снаружи: в несколько тонов раскрашивались подзоры, колонки и выкружки балконов, ставни, наличники, подшитые свесы кровли. На доме Ошевнева следы раскраски сохранились до сих пор В двухэтажной жилой части дома четыре отапливаемых помещения: на 1-м этаже -изба, на 2-м этаже - зала, изба и горница. Все они отапливались «по-белому». На чердаке находится светелка - летняя неотапливаемая комната. Хозяйственная часть тоже двухэтажная: на первом этаже располагаются хлева, на втором - сарай. Сруб сарая опирается на столбы-«быки», врытые в землю. Это давало возможность заменять быстро подгнивавшие бревна хлевов, не разбирая второго этажа.
. Поднявшись на крыльцо, мы проходим в нижние сени. Налево - дверь в избу, прямо - во двор с хлевами, дверь рядом с лестницей ведет в кладовую, сама лестница ведет на второй этаж. Здесь же в сенях большой ларь для муки, зерна и чан для воды. Избой называлось жилое помещение, в котором была печь.
Принято считать, что изба первого этажа дома Ошевнева является зимней. В ней, а также в располагавшейся на втором этаже зале, семья переживала суровые северные зимы. В летнее время большая крестьянская семья расселялась по всему дому. Интерьер зимней избы традиционен: справа от входа печной угол с русской печью, которая и грела, и кормила, и сушила, и лечила.
От столба у печи расходятся две широкие полки - воронцы. На них клали шапки и рукавицы, (моя заметка-Гость приходя в дом по неписанным правилам не мог переступить за воронец без приглашения) ставили кадушки и гор¬шки со скисающим молоком, коробы из лучины для хранения выпечки, берестяные корзинки без ручек (кужонки) с мукой, крупой, сущиком, солью. В печной столб вбит железный зажим для лучины - светец, к которому подвешен рукомойник. Под рукомойником стоит лохань. Рядом висит «рукотерка» - кусок грубого домотканного холста для вытирания рук. Полотенце для вытирания лица - «утиральник» висит на вешалке-гвоздильне, рядом с обеденным столом, который стоит торцом к среднему окну. По диагонали от печи располагается красный (по-заонежски - «большой») угол с иконой, украшавшейся по праздникам вышитым полотенцем
. От красного угла вдоль стен тянутся полки-надлавочницы, под ними стоят широкие массивные лавки. На одной из стен висит прямоугольная рама - это «пяла», в которых закреплялась ткань для вышивания. У боковой стены стоит стол-курятник - в нем зимой могли держать кур. В заднем углу находится деревянная кровать. Спали не только на кроватях, но и на печи, лавках, а также на полу. Домотканые матрацы (постельники) набитые сеном, утром выносили в сени .
Из сеней первого этажа можно подняться по лестнице на второй этаж. Здесь располагались зала, вторая изба, горница. В зале обычно стояли круглые столики, мягкая мебель - стулья, диваны, банкетки.
На стенах висели зеркала, часы с боем, картины и фотографии в рамках. Широко распространены были вязанные крючком скатерти и салфетки, комнатные цветы. Стены залы оклеивались обоями, потолки красились белой масляной краской.
Изба второго этажа просторнее и светлее первой, но обустроена также: печь, воронцы, красный угол с иконой, лавки, полки-надлавочницы. Сбоку у печи находится ящик с крышкой - рундук. Это вход в подклет. Над рундуком полка для сна - прилавок, а встроенный сбоку шкафчик предназначен для чайной посуды.
Глиняные тарелки и миски, горшки-«роговатики» для сбивания небольшого количества масла стояли в навесных посудниках.
В этой избе больше крестьянской утвари: глиняной, деревянной, медной, чугунной, берестяной.
Это старинные подлинные вещи XIX -начала XX века. К их числу относится и ткацкий стан, на котором до сих пор работает ткачиха. Половики, которые она ткет, и сейчас еще можно встретить в Заонежских деревнях.
В красном углу избы находится сундучок-подголовник, для хранения документов и денег. Отправляясь в поездку, хозяин брал его в дорогу и, ложась спать, клал на него голову (отсюда и название «подголовник»).
Здесь же можно увидеть и такие очень редкие в фондах музеев вещи, как игрушки крестьянских детей: лошадку, саночки, ткацкий станочек и ходунки для ребенка.. Рядом с ними размещены люлька на гибком шесте -очепе ( моя заметка- очеп, палка типа оглобли, воткнутая над пирожным(около кухни) воронцом. Ее можно было поворачивать либо к окну, либо ближе к печи . Либо изменить направление на 180 градусов,тогда люлька окажется в центре горницы) Обстановка крестьянских горниц конца XIX - начала XX века несла на себе отпечаток городской культуры этого периода. Неотъемлемой частью каждой горницы был стол со стульями местной работы, диван, буфет для чайной посуды, кровать, зеркало. На лежанке стояли парадные самовары. Часто в горнице находились сундуки. Причем число их, как правило, соответствовало числу девиц на выданье в семье. У наиболее зажиточных крестьян в горнице были зингеровские швейные машины и дорогие фарфоровые керосиновые лампы
. В красном углу висело несколько образов и лампадка, которую зажигали по праздничным дням. На стенах в покупных рамках под стеклом висели портреты родственников и членов императорской фамилии.
На стене горницы - родословная рода Ошевневых и их семейные фотографии. Этот старинный крестьянский род известен в Кижах с конца XVII века. Было время, когда в доме проживала семья из 18 человек. Строил дом Нестор Максимович Ошевнев. У него было пять сыновей и две дочери. Семья была богата и уважаема. В начале 50-х годов XIX века Н. М. Ошевнев выполнял обязанности старосты Кижского мирского общества. Его сын Иван Нестерович являлся церковным старостой Кижского погоста. Сыновья Петр Нестерович и Степан Нестерович были купцами, первый жил в Царском Селе, второй был купцом 2 гильдии в Петербурге. Семья Ошевневых много жертвовала на кижские церкви. Последним владельцем дома был правнук Н. М. Ошевнева - Федор Васильевич Ошевнев. Портреты его и его супруги -Марии Ефимовны висят на стене горницы. Из горницы, а также из сеней второго этажа можно пройти в сарай. Здесь хранили сено, рабочий инвентарь, выполняли различные хозяйственные работы. Скотина стояла внизу - в хлевах. По сохранившимся данным за 1877 год, в хозяйстве Ошевневых было 4 лошади, 10 коров и 10 овец. Сейчас из пяти существовавших хлевушек воссозданы интерьеры трех: в одной содержались коровы, в другой - телята и овцы, в третьей - лошади. Подоив коров, хозяйка поднималась по лестнице в размещавшуюся в сарае молочную кладовую,
где процеживалось молоко и хранились молочные продукты. Хозяин в сарае столярничал, у окна размещалась его мастерская. Сейчас здесь стоят верстак и токарный станок. Рядом разложены сельскохозяйственные орудия (соха, борона, коса-литовка, коса-горбуша, серпы), рыболовные снасти, сани, разнообразные орудия обработки льна (мялки, вьюхи, вороб, сновальная рама), конская упряжь и другие необходимые в крестьянском хозяйстве предметы.
С улицы в сарай ведет «взвоз», предназначенный для подъема лошади с возом.
С южной стороны дома Ошевнева находится еще один амбар , перевезенный из находящейся неподалеку от острова Кижи деревни Липовицы. Он построен в начале XX века и принадлежал крестьянину Судьину. Перевезен в экспозицию музея-заповедника «Кижи» в 1972 году. Восстановлен по проекту архитектора К. М. Губельмана. Это традиционный для Заонежья двухкамерный амбар с навесом на столбах над входом и предмостьем с несколькими ступеньками. Постройка состоит из двух отдельных помещений, в которых хранили продукты и хозяйственные предметы. Высокое предмостье амбаров служит для удобства перегрузки мешков с зерном с воза в помещение амбара, а обязательные навесы над предмостьем - для защиты от дождя. На берегу озера можно увидеть баню, которая была перевезена в 1972 году из деревни Мижостров (проект реставрации - А. В. Ополовникова). Она датируется началом XX века и состоит из двух помещений: предбанника («припередка») и собственно банного помещения, где находится топившаяся по-черному печь-каменка
. Кровля -двускатная, «по курицам и потокам». Сруб установлен на каменной забирке с валунами под углами. В бане восстановлен традиционный интерьер. Особый интерес представляет система нагрева воды. Котла в бане нет, в конце XIX - начале XX века они только появляются. Воду грели в ушатах, бросая туда раскаленные камни. Брали камни большими щипцами.
(Текст заимствован из и-нета)
Марина.
Сообщение отредактировал Yamarino4ka - Пятница, 04-Сен-2009, 17:09
Дата: Воскресенье, 30-Авг-2009, 01:06 | Сообщение # 22
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3338
Статус: Offline
От дома Ошевнева до следующего крестьянского дома - Елизарова, проходит широкая тропа. Вдоль нее можно видеть косую изгородь («косяк»), сделанную из еловых жердей безиспользования металлических креплений.
Такими изгородями в Заонежье ограждали поля и огороды, чтобы их не потравил скот. При внешней конструктивной простоте, эти ограды отличались надежностью и удобством использования: подгнившие жерди легко удалялись и заменялись другими.
Марина.
Сообщение отредактировал Yamarino4ka - Пятница, 04-Сен-2009, 17:08
Дата: Воскресенье, 30-Авг-2009, 01:06 | Сообщение # 23
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10658
Статус: Offline
Спасибо, Мариночка! Как это удалось сохранить... особенно фотографии обитателей дома. После всего того, что было. [imgjavascript://]http/....tp Пока мы живы, поезд наш в пути!
Дата: Воскресенье, 30-Авг-2009, 01:07 | Сообщение # 25
Генералиссимус
Группа: Модераторы
Сообщений: 3338
Статус: Offline
Когда мы кутаясь кто во что, стояли и слушали гида, она с открытым лицом и шеей, гордо рассказывала нам о любимом острове, о стародавней жизни. Девушки Кижского погоста(района) были горды, красивы ,и обладали особыми секретами привлекательности - у них это называлось славутность. Все это в полной мере относилось и к нашему гиду.Суровый край,на острове не росли деревья,росла только рожь. Не было картофеля, капусты -все заменяла матушка репа. Ириша, это действительно интересно - никто ни чего не придумывал. Живая история!
Первоначальное обследование дома было произведено 12 сентября 1945 года архитекторами А.Н. Буйковым и И.К. Рыбченко. Дом находился в ведении владельца, использовался под жилье. В 1950 году техник-архитектор Э.В. Ильин сделал обмерные чертежи и составил Пояснительную записку к Проекту реставрации дома Ошевнева. 55 лет назад дом Ошевнева перевезен на остров Кижи (1951-2006 гг.) В 1951 году начались работы по перевозке, сборке и восстановлению дома на острове Кижи. Работы проводила бригада местных плотников в составе: Б.Ф. Елупов, К.П. Клинов, В.М. Никитин, Т.И. Ермолин, Е.Г. Тестенников, В.Ф. Елупов, Ф. Левичев. На перевозке был занят Я.Н. Пахомов. Разборка дома производилась вручную. Бревна перевозили на лошади. 45 лет назад разработана первая экспозиция по оборудованию интерьеров дома Ошевнева (1961-2006 гг.). Работы по реставрации велись под руководством архитектора А.В. Ополовникова. Первоначальный вариант оборудования интерьеров был разработан в 1961 году М.Прасоловым, научным сотрудником Кижского отдела Государственного краеведческого музея КАССР. В 1963 году А.Т. Беляев и Н.М. Кожарина, научные сотрудники Кижского отдела Государственного краеведческого музея КАССР, составили Тематико-экспозиционный план интерьеров дома Ошевнева. В 1984 году в экспозиции выставки «Горница невесты» впервые прозвучали 11 магнитофонных записей свадебных песен и причитаний Заонежья, подготовленные лабораторией фольклора Петрозаводского филиала ленинградской консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова. В июне 2006 года в доме Ошевнева открылась выставка «Девичья обрядность Заонежья конца XIX – начала XX веков». Авторы выставки: С.В. Воробьева и Л.В. Трифонова. Семейная легенда Ошевневых сохранила память о прадеде – слепом Несторе Максимовиче. У него было четыре сына. Утром он давал каждому сыну наказ выполнить определенную работу, а вечером проверял, что и как ими сделано. Четко и точно руководил Нестор Максимович работой взрослых сыновей, ведя хозяйство до самой смерти. Вероятно, двое из его сыновей упоминаются в церковной летописи Кижского погоста 1 января 1876 года: «Церковный староста Иван Нестеров Ошевнев состоит на должности с 31 марта 1875 года». Другая запись за 1876 год сообщает: «В сем году выписавшийся из крестьян в купечество Степан Нестеров Ошевнев пожертвовал на святой престол серебряный позлащенный крест в 50 рублей, серебряный футляр для закрытия Святого Ковчега». Видимо, именно в это время укрепившееся состояние семьи позволило построить новый дом. Одно поколение сменялось другим. С 16 лет в доме жил Василий Кузьмич Ошевнев (1860-1924 гг.). В его семье росло семеро детей – два сына и пять дочерей. Ошевневы держали шесть мереж, рыбачить ездили обычно два раза в неделю на весельных лодках в Песчаное (в 40 км от Большого Клименецкого острова). Ловили красную рыбу – лосося, щук, лещей, ряпушку. Свежую рыбу отправляли пароходом для продажи в Петрозаводск. В 1888 году в семье Ошевневых родился сын Федор. В 26 лет он женился на Марии Ефимовне Денисовой. Венчались они в 1914 году в Преображенской церкви. В это время, по воспоминаниям Марии Ефимовны, в доме жили: ее свекор Василий Кузьмич со свекровью, 80-летний дядя свекра с женой, три золовки и дальняя родственница – старушка Екатерина Ивановна Ошевнева. Для нее в летнее время была выделена светелка, а зимой всей большой семьей жили в зимней избе. Родители Федора Васильевича похоронены на кижском погосте. Из беседы с Федором Васильевичем (1888 г.р.) и его женой Марией Ефимовной (1897 г.р.), посетившими свой бывший дом в Кижах в августе 1970 года, стало известно много интересного из истории этого крестьянского дома. Крепкий, кряжистый, совсем седой Федор Васильевич в свои 82 года в прежние времена делал на заказ лодки, сапожничал, был хорошим плотником. Судя по их рассказу, дом строили сами Ошевневы. Когда Федор родился, дому было уже 12 лет. Дом был построен на Большом Клименецком острове в деревне Ошевнево, расположенной в двух километрах от острова Кижи и состоявшей из четырех домов. Дом стоял высоко на пригорке, недалеко от берега. Рядом с домом стояли баня, рига и ледник для хранения рыбы. Амбара не было. Косая изгородь охватывала огород и дворовую часть дома. В кладовой, находящейся под избой второго этажа, был установлен станок для изготовления дранки. В кладовой на сарае держали хлеб (рожь, овес), а осенью хранили мясо. В нижних сенях также была устроена кладовая. На крыльце, огражденном перилами, были скамейки. В семье Федора Васильевича Ошевнева было восемь детей, пятеро из них умерли в раннем возрасте. В 1929 году семья Ошевневых сдала в колхоз трех телят, лошадь, четырех овец и трех коров (одну оставили). Через год, в 1930 году, Федор Васильевич уехал на Оленьи острова на известковые разработки, где проработал до 1937 года. В 1937 году Ошевневы с тремя сыновьями (Александром, Иваном и Павлом) и сестрой Федора Васильевича переехали в Соломенное, а потом – в Петрозаводск. На самом острове Кижи, как вспоминали Ошевневы, стояло четыре дома церковных служителей, в том числе и дом священника Михаила Русанова. Была на острове и ветряная мельница. Судьба дома Ошевневых необычна. Не поскупились хозяева на щедрое резное узорочье с сохранившимися следами раскраски. Красивый, словно сказочный терем, с гульбищем, тремя арочными балконами, с резными наличниками и веселыми ставнями по всем фасадам, с явным подражанием модным городским влияниям (с элементами классицизма и барокко), дом по праву приобрел славу одного из красивейших домов Заонежья. В 1951 году дом был первым объектом, перевезенным на остров Кижи в только начавшую формироваться музейную экспозицию. После 14-летней разрухи (1937-1951 гг.) дом, признанный памятником народного деревянного зодчества, находился в аварийном состоянии. В Кижах он был восстановлен во всей своей прежней красе. По внешнему виду дома чувствуется прежний достаток в семье, уважение хозяев к своему трудолюбивому семейству, желание удивить соседей красотой резного убранства, выказать свое плотницкое и столярное мастерство, приобщение к новизне модного городского влияния в деревне. Толпы туристов из разных стран мира удивляются изобилию резного декора, гармонично сочетающегося с общей массивностью бревенчатого сруба, составляя с ним единое целое. В доме ощущается сила и удивительное изящество пропорций. Имя строителей и хозяев дома Ошевневых прочно вошло в историю деревянного зодчества России.
Обновление экспозиций, новые выставки, выступления фольклорного ансамбля и демонстрация разных видов народного ремесла (ткачество, вышивка, прядение, бисеро-плетение) мастерицами из «Ожившей экспозиции» позволяют туристам осознать красоту и трудоемкость ручного труда. Сохраненный музеем «Кижи» дом заонежских крестьян Ошевневых продолжает жить, вызывая неизменное восхищение и навсегда оставаясь в памяти тех, кто увидел его хотя бы однажды. Виола ГУЩИНА, ст. научный сотрудник отдела истории и этнографии На фото: 1. Дом Ошевнева в деревне Ошевнево (до 1951 года).
4. Федор Васильевич Ошевнев. 5, 6, 7. Члены семьи Ошевневых.
Марина.
Сообщение отредактировал Yamarino4ka - Пятница, 04-Сен-2009, 17:07
Дата: Воскресенье, 30-Авг-2009, 01:07 | Сообщение # 28
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 10658
Статус: Offline
Молодцы, что в 20-30-е годы не сидели на месте - только так и можно было сохраниться. На фиг им колхоз бы был нужен, когда у них своя семья колхозом была. Которую ограбили. [imgjavascript://]http/....tp Пока мы живы, поезд наш в пути!